В сумраке разума.
Критическая рецензия на фильм
«Дневной дозор»
Александр
Корж
«Дневной дозор». Часть
1.
Что задумывалось? Рекламный имидж
картины:
Предполагалось продать
продукт: искромётную фантастическую карусель под раскрученным брэндом
«Лукьяненко» в стилистике клипового рэпа. Зрителя предполагалось загнать как
скаковую лошадь, обрушить на него кучу рекламного спама. Оглушить
разум, погрузив его в водоворот кинематографически ускоренных событий.
Рассеять внимание зрителей многочисленными, заранее разрекламированными фичами,
спецэффектами.
Искусственно разорванные сюжетные
линии и вновь хаотично переплетенные, с раздельным эмоциональным воздействием
крупных планов, должны были окончательно запутать и лишить
возможности всю почтенную публику что либо понять и вынести из
зрительного зала кроме визуально-динамического шока и смыслового хаоса
«отвязанных» событий. И в финале - расслабление, как катарсис. Избавление
от заторможенности разума и видимость смысла. Что в итоге почти
получилось.
А что мы видели на самом
деле…непосредственно?
Крупные планы при явно плохом или,
по меньшей мере, небрежном освещении, скрывающем халтурную работу и прикольную
дешевизну съемок. Раздражающе небрежно и хаотично обрезанные лица, звук
безобразно-невнятный, словно специально заставляющий зрителя напрягаться,
отвлекаясь от смысловых несуразностей, убогих фотографически-банальных
ракурсов и практически полного отсутствия творчески осмысленных реквизитов.
Сплошные «наперегонки» картинок, смыслов и звуков. Неотредактированные и порой
не стыкующиеся реплики в кадре. Убогая речевая стилистика. Карусельная
прокрутка картинки в одних случаях и резкое торможение на
лицах в других, таких же, проходных ситуациях.
Избыточно-показательное (словно на продажу) внимание на спецэффектах
(как финансовый отчет об израсходованных средствах), постоянное дергание камер в
рядовых, не центральных диалогах - как иллюзия «естественности».
«Винегретный» сюжет. Смысловые
неувязки и несуразицы. Невооруженным взглядом видна непрофессиональная «нарезка»
кадров: переходы и переплетения сюжетных линий бьют по недобитым мозгам зрителя.
Шутка «пьяного» студента-монтажера - это тоже элемент дешевизны, или, как
сейчас модно говорить: «конкурентоспособности нашего продукта». Недаром
полноценное музыкальное озвучание становится возможным только на
заключительной стадии. Хаотичная
нарезка действий позволяет существовать музыкальному сопровождению в течение
практически всего фильма только еле уловимым, чрезмерно обрывочным фоном.
Исключая акцентировано трэшевые мелодии.
Ещё раз о главном:
Камера не акцентирует зрителя на
главных моментах: «выделяет» все подряд, неоправданно быстро переходя от
суматошно-переубыстрённого действия к неоправданно замедленной фотосессии
актерских лиц. Контраст лиц-образов и действий - это минимизация расходов
на фильм. Это и есть основная идея нашего продукта: «Роллтон-кино». В итоге
зритель уходит с единственно разрекламированным товаром: 8 и 1/2 актерских
трэш-сессий и нескольких спецэффектов в нагрузку (или наоборот). Это при
том, что на гриме еще и сэкономили! Словно была поставлена экстремальная задача:
минимум затраченных средств на сам фильм и
относительный максимум (отмывка?) на его раскрутку - «впаривание».
Впрочем, такая логика - неизбежно принудительная для «рекламно мыслящих особей».
Клипмейкеры и марионетки.
Собственно, относительно полноценно
(с юмором) «мейкеры» выложились в предваряющий фильм рекламный ролик «Тамерлан и
мел личной судьбы», в котором больше понятного авторам смысла, чем во всем остальном фильме.
Отчасти профессионально, то
есть, над ней просто работали - не «голый» монтаж
картинок - сделана
сцена романтически-эротической стыковки Антона и
Светланы в автомобиле и в квартире. Здесь по-настоящему
сценически удачна и талантлива игра Ольги («Антона»), явно в укор
монотонно-унылому Хабенскому. Пошлость и неестественность перво-встречных
симпатий Антона и Светланы сглажена бережной иронией образов, накалом
сдержанных чувств, доведенных
Ольгой с помощью фотографически точной (цифровой)
пластики образа до ощутимой, почти физической боли. Эта
почти «шекспировская трагедийность» здесь же была снижена до
телесно-материнской нежности Светланы в интерьере созданного
домашнего уюта для оттаявшего «Антона». Нам
невольно продемонстрировали масштаб личности Антона, его подлинное
отношение к своей жизни (полное невписывание в реальность, в которой он
мучается) и его подсознательные
устремления и цели. Мы видим то, что он на самом деле напишет мелом на
холсте судьбы - своё подлинное желание: уютный мир, семья, отказ от
проблем и борьбы - все само собой образуется, «по-человечески». Мы именно здесь,
впервые увидели «концептуально» улыбающегося «Антона»: в домашней
обстановке перед телевизором(!).
Сам по себе, безотносительно фильма
в целом, омерзительно хорош Золотухин. Он, чуть ли не единственный в фильме,
имеет личную концепцию роли и небезуспешно пытается её отыграть… хоть и в гордом одиночестве. Актер хоть с
какой-то глубиной образа, не флэшка.
Хорош клип с попугаем. Еще несколько
удачных «аншлаговых» номеров в духе ОСП-студии.
В остальных случаях
актеров (зафиксированные на кастинге пяток фото-образов) попросту
передвигали по сюжету в соответствии с законами жанра: комикса-клипа, слегка
дорабатывая сценическую динамику, пластику, физиогномику и фактуру образа.
Такова, например, «роль» Светланы (и Алисы, отчасти): сыгранный ею набор
эмоциональных состояний значительно уже сценарного
спектра «поставленных» перед ней ролевых задач. Типично чувственна и
апетитно-развратна (изможденно порочна?) Алиса, но с дружбой и любовью -
проблемки. Любовная линия Алисы просто раздражающе примитивна. Навязчиво
многозначителен Гесер. Не отличается умом и сообразительностью Антон,
хотя в отдельных
сегментах фильма его зрительно-фотографический, отчасти
алкогольно-гламурный образ находит отклик в пылком девичьем сердце
Светланы.
«Трэшки», «флэшки», комиксы и все
такое...
Практически все актеры в
фильме не отягощены пережитой личной историей, не имеют видимости
автономии от сюжета, не имеют внутренней логики характеров. Отсюда,
невозможно предсказать (понять) их поведение вне сюжета ни в прошлом, ни в
будущем - они плоско одномерны. Это признак комиксов: герои – «флэшки», они
плывут по сюжету, сюжет сам «думает» за них. Они изображают произносимые слова, а не
думают с их помощью. Нет внутренней логики, есть внешний заданный сюжет:
передвижения актера-картинки. Чрезмерное внимание на видеокартинке, отвлекает от
осмысленности сюжета, и наоборот: строгое и чрезмерно ускоренное следование
сюжету отвлекает внимание от фотообраза, снижает требования к уровню
мастерства актера.
Как
следствие, отсутствуют или не обязательны: логика сюжетных линий и мастерство
актера. При определенном соотношении скорости прокрутки картинки и её качества
и, тем более, при наличии смыслов более высоких порядков - они могут только
произвольно домысливаться («дочувствоваться») зрителями и критиками.
В голове моей опилки - да, да, да!
В нашем же фильме
по-небрежности(?) или установочно, так сказать, неувязки встречаются на
гораздо более примитивном, азбучно-сюжетном уровне. Непонятны (и не
представлены) в принципе доказательства виновности Антона. «Золотухин» публично
признаётся в одном убийстве, а с Антона снимается вина за два. И куда делись,
доказательства – «убедительные», его вины? Зачем убийств два? Почему у него 12
лет не было женщин, если он кидается на первую встречную? Почему в этой
гламурной реальности у всех главных героев измученные, даже изможденные лица?
Радости существования - никакой! Почему Гесер знает все, в том числе о
невиновности Антона, а высший судья надзирающий, и видимо более всемогущий,
покупается на любую «туфту», зная, что это может привести к кошмарным
последствиям. Зачем спасать старушку, и вообще людей, если это невозможно в
принципе? Егор на примере Светланы показал способ дистанционного «выпивания
крови» из жертвы, даже из крутого Мага. Значит можно законсервировать любую
жертву на неопределенное время. Почему Антон пишет первое слово: Егор, если при встрече он вообще не
знает, что с ним делать? Почему Завулон дан в образе Сатаны, будучи вампиром,
хоть и главным: почему кровь, а не душа? Почему наступает Конец Света, если
Завулон и Гесер все понимают, находятся в состоянии перманентной дружбы и не
испытывают никакого желания воевать. Почему Антон становится человеком и не
собирается больше воевать со злом? Оно ведь от этого никуда не исчезает. Это что
победа?
И кричалки, и
вопилки:
Если по началу сюжетные линии
напоминали незатейливые режиссерские пазлы, то концовка оказалась вообще
провальной: «сумбур вместо гламура». Масштаб событий скукожился до бытовой
коммунально-клубной потасовки. Конец Света оказался соизмерим с невразумительно
выписанным сценарием и беспомощностью, барахтающихся в нем актеров (Светланы,
Егора, Кости с отцом, Антона).
Пошловато и непрофессионально
убого сделана сцена с «каплей крови»: театральные распальцовки перед
концом света - это оголтело-мещанское дурновкусие. Детские представления о
взрослых попойках и шабашах: все пьяные, скачут и машут руками и что-то
песнеобразное горланят. Так снимали в азарте первого знакомства с видекамерой в
каком-нибудь далеком афганском селе.
На стыке клиповых историй и образовалась
сингулярное возмущение: «Конец Света» - по-нашему, «по-бразильски». Явный
перебор спецэффектов в концовке. Это выглядит затянуто и стилистически не
оправданно. Они просто раздавили эстетику монотонностью и стеклянностью. Катастрофа выглядит не сопряженной с
чем-то зрительно осязаемым и личным: страхом, горем и ужасом. Антон и Алиса не в счет. Масштаб их
трагедии задан до Конца Света.
Вообще концовка, как и весь фильм, до конца
не осмыслены как единое целое… хоть какое-нибудь. Пейнтбольная игра «светлых» с
«темными»: «казаки-разбойники» - не связана с реальной жизнью, которая показана
более страшной и убогой, чем все эти ТВ-тусовочные «междусобойчики». Народ
изображен быдлом, которое по эстетике фильма и не заслуживает спасения. На народ
гламура явно не хватило. Я думаю, тусовочной группе актеров и постановщиков это
и в голову не пришло. Возбуждали наших мейкеров-подражателей лишь
«удачные» римейки флэшек из настоящего (западного) кино.
Монтекки и
Капулетти лукьяненковского разлива проскочили между естественностью и
комедийностью: и не смешно и не грустно.
Унизительная человечность
«Золотухина» как бы укоряла и «светлых» и «темных» с их непрерывными клубными
вечеринками. «Очеловечивание» Антона с помощью мела, при сценарной
невычерченности плюсов и идеалов собственно человеческого существования, лишает
фильм какого бы то ни было вразумительного смысла, в отличие от
рекламно-выставочной жизни «полосатых».
Итоги:
У российских «мейкеров»
кроме рекламных роликов ничего пока не получается. Видимо извилины
короткие, хватает только на размер длинной фотографической сессии, т.е. на
размер клипа, а на «монтажную склейку пазлов» во что-то более
осмысленное, чем кусочки утрированно-выпуклой реальности на продажу - мощности
интеллекта не хватает. Приходится модульно «мыслить», прикрывая копирования и
слабую креативность. Прятаться за пародию,
автопародию, скоростную
динамику, крупные фотографические планы: игру фактурой, не мастерством актера -
продается лишь лицо актера. Упаковывать разум кинозрителей в «спецобертку»:
«выпуклость вакуума», «отмороженное время», тупые и порой смешные, к месту
и не к месту, реминисценции, и т.д. И при этом с умным
видом выдавать действительное за желаемое. Тут главное, чтобы зритель
купился.
Не готовы наши клипмейкеры к
освоению больших массивов смысла. К освоению средств готовы, а к созданию самостоятельного творческого
продукта в виде фильма еще нет. Просто никогда этим не занимались, не той
системы у них... мозги, да и зритель еще не догоняет их уровень, не всех ещё
опустили до него.
На киновыходе всегда получается
комикс (трагикс): сюжетный набор последовательных картинок, настолько примитивных (флэшки) и ярких,
что зритель любого (недоразвитого) уровня и возраста, не напрягая мозги, может
соединить их в последовательную цепочку действий ("трэшки").
Таким образом, при простом
иллюстративном просмотре создается иллюзия самостоятельно проявляющего себя
смысла.
«Дневной дозор». Часть
2.
По Гамбургерскому счету:
Детали: собственно так и надо оценивать
фильм - модульно-кусочным образом, соответственно тому, как он и создавался.
Спектр женских образов (Светланы, Ольги, Алисы) приятно возбуждает зрителя. Видео-разнообразные, эротично-симпатичные - глаз отдыхает. Алиса в прикиде светской малолетки преклонно-попсовых годов просто искрится телесексуальностью, непрерывно пытаясь трансвестировать бушующее в-теле-желание то в женскую дружбу, то в «нечто» давно-позабытое нашими ТВампирами. Экспрессия образа такова, что перехлёстывает через сценарно-сенсорный «минимализм». Спарринг-чувствительная «Кэт-вумен», неудовлетворённая «сюжетным дайвингом» в приступе неодолимого «садо-мазо»-возбуждения доходит до членовредительства, отрезая, почти под «Вихри враждебные», себе палец. При этом сама Алиса и её актерское мастерство плотно спрятаны за нарочитой озабоченностью и изможденностью пороком в стилистике раннего "Дориана Грэя". Энергетика, индивидуальность и сексуальность «Кэт»-ти теряются (гасятся) в старательной многозначительности и экспрессивной невсамделишности эрзац-образа.
Светлана в нашем «киноэскалаторе»
обладает самым большим сценарным спектром ролей. По сюжету должна
перевоплощаться сначала в сорванца,
затем в доступную соблазнительную женщину (мечту усталого путника) и в
фурию-воительницу - на стилистическом контрасте с кэт-вумен Алисой и
строгой классной дамой Ольгой. Проблема в том, что «по-кастингу» этот набор
ролей явно не перекрывался её косметическим образом (спонсора на сцену). Поэтому
спектр её боевых ролей был отыгран сюжетным действием, без предоставления ей
сценарного времени и пространства
на все эти перевоплощения: как собственно и бывает в таких
ситуациях. «Психологический статус» и «индивидуальное
разнообразие» Светлане приписали «сюжетом».
Сначала маленькая девушка-стажер, с робкими интонационно-неудачными претензиями на естественность, и сразу, резко - азартная охотница и, возвращаясь к своему естественному состоянию: натуральная, однообразно-уютная и обворожительная пассия. Затем девушка-дама показана в ракурсах флирта с различными фотографическими образами Антона: маленький коктейль нежности, намеков на страсть (в пределах разумно-разрешенного). Дистанционно-романтическая эротика в строго пуританском, по нынешним временам, интерьере. Плюс очередная фотографическая сессия из разряда «эротический гламур»: в этом клипе Антон дан зрителю в роли слегка озабоченного и не сфокусированного, скорее свидетеля, чем участника. И, наконец, тигрица-магиня из эротических снов спонсора, разносящая всё и всех (клип «сексуальные фантазии»). Далее - «эффект бабочки»: не уходящая никуда мечта поэта в советском романтическом ореоле. Реклама is over.
Ольга, офисная гетера (дама для
презентаций) представительского класса, в возрасте законсервированной
молодости со светлым военным прошлым. Женщина-меч, который видимо после войны не
успели перековать на орала. Сурова, эротична, немногословна - цену
себе знает, но никому не говорит. Удачно оттеняет бодрый идиотизм
окружающих её «светлых». Активно
скучает в фильме, прикрываясь маской невозмутимости, откровенно
занимается какой-то фигней.
Еще бомж-татарин, типа «Золотухин»:
ходит все время в трусах, стирает штаны. В свободное время трупы расчленяет,
чтобы зритель не забыл, что фильм о вампирах. К «темным» добавлен для экзотики (анти-гламура) и
толерантности, чтобы все слои современной России были представлены - до
люмпенов. Мол, никто не забыт, и ничто не забыто. Поскольку в фильме он всем -
«не пришей кобыле хвост» и делать ему в основном сюжете нечего, он
сосредоточился на вечном: любви к сыну и убийствах. Дополнительно подрабатывает
киллером. Единственный работающий - трудяга в фильме. Старая гвардия - не может
без работы. Что с необразованного люмпена возьмешь? Причем все это
очень трогательно и гармонично сочеталось. А потом на него,
естественно, конец света и списали.
Омерзительно не советский Егор
(«Терминатор», «Один дома – 4») явно диссонировал со всеми персонажами фильма
(как заноза в заднице у зрителя). Предельно американизированный с призрачными
элементами российских смыслов и мотиваций, он не вписывался ни в один обломок
кинореальности (порой как железом по стеклу). Явный перебор с уровнем
отвратительности и неестественности этого представителя будущего поколения
ТВ-нации. Некоторым виртуальным утешением измученного этим образом зрителя может
служить то, что в порыве сильной отцовской любви (на которой и держалось
полфильма) его просто абортировали из реальности. Этот гуманизм «светлых»
покруче будет, чем консервативная злобность вампиров...
Замечательно заданы психотипы героев
(нашего времени) в данном фильме: Тамерлана, Антона. Тамерлан - веселый,
капризный жестокий ребенок, которому все можно. Ищет приключений на
свою ж…изнь. Антон - уныло обречен по сценарию читать биографию
Тамерлана (ЖЗЛ) и любить своего сына, отпетую неисправимую сволочь. Безумно
устал от жизни. Поэтому все время изображает, что сильно пьет. Ищет надежное женское
плечо, к которому можно прислониться. Готов броситься после 12-летнего
воздержания на любую «бабу» в любом теле. Собственно, таковой оказывется единственная подвернувшаяся
- Светлана, стажер. По счастливой для зрителя случайности она тоже
изначально озабочена Антоном: «он же мужчина, в
конце концов». После мучительно долгого (и очевидного) для
зрителя выбора между сыном и Светланой, Антон не выдерживает и
вычеркивает мелом любимого сынулю из жизни. Вообще, катастрофический бездельник,
совершенно не думает о своей работе. И куда только Гесер смотрит.
Два уютно бесконфликтных
«доминошника» - Гесер и Завулон. Завулон, избыточно скромен и дидактичен. В
сценах злобы и гнева, в спарринг-реслинге со
Светланой, Завулон вызывает огромную человеческую жалость. По жизни
занят нравственным воспитанием антоновского подкидыша Егора и
издевательством над зрителями, мешая Алисе заняться сексом, сам, будучи при этом
совершено к сексу равнодушным... по принципу: ни себе, ни Алисе, ни
зрителям. Гуманист, убивает только своих, причем гораздо в большем количестве,
чем вся банда «светлых».
Гесер - отстраненный наблюдатель с бесчисленными роялями в режиссерских кустах, выполняющий роль сценарного разводилы на стрелке клипов со зрителями. Абсолютно все знает, типа сценариста внутри фильма. По «жизни» избыточно доволен собой и нравоучителен, многозначителен на лицо. Либерал и душка на работе: распустил всю команду. Они его ни в грош не ставят и ни фига не делают.
Конец фильма замечателен: Антон послал всех на... и нарисовал себе новую жизнь. Правда, писать он умел плохо. С головой, как видно из фильма, вообще не дружил, соответственно и оказался «хрен знает где»... Туда же пролезли два наших «доминошника». Зачем-то притащили с собой Светлану, с отшибленной памятью. Сыграли в тотализатор. Выиграл как всегда Гесер.
«Эрогенные зоны» нашего
фильма - «удачные» римейки флэшек из «настоящего» (западного)
кино и прочие рекламные фишки. Именно они и есть - объект пристального внимания
и подлинного творческого
самоудовлетворения наших мейкеров. Аналог идеи сумрака - это телеэкранная
(современная) реальность, в которой
прячутся недосягаемые вампиры. Главная идея (кроме выгодно продать) фильма,
фактически: «Нарисуем, будем жить!»
«Дневной дозор». Часть
3.
О жанре, идеологии, о «любви» и «борьбе
добра со злом».
В «Дневном дозоре», как и в
«Ночном»- та же видимость пародийно утрированной реальности: вампиры, чувства, заморочки,
обычные «человеки» в необычных и «бессмысленно-шухерных» обстоятельствах. Та же
техника выделки, не без смысловых нестыковок и грубых монтажных
швов. Собственно,
«Д.д.» - продолжение «Н.д.». Тот же минимум того же «флэш-смысла», то же
расстояние актёров от сюжета и сюжета от реальности, тот же зритель. Но для
пародийности нужна настоящая
(серьезная) реальность, как основа подлинного бытия творческой
личности (и режиссера и зрителя), или хотя бы воспоминание о таковой.
А все наше кино, телевидение,
да и жизнь, собственно, давно уже сами - пародия на нормальное человеческое
бытие. Главное в пародии - снижение, дискредитирование объекта при
сохранении внешней формы, сужение авторства, гротескное, утрированное или просто
старательное подражание чему-то на внешнем, исключающем активную работу
разума, уровне. Обезьяны-режиссеры, слезшие с (антисоветских) пальм, копирующие
(в дресс-коде) жизнь белых джентльменов, например.
Следовательно, не
может сейчас быть автопародии и пародии - ибо сама жизнь является
таковой: пародией на человеческое
существование. Дальше снижать и дискредитировать реальность уже
невозможно, поэтому «Дневной дозор» («пародия на пародию») и есть абсолютно
одноплановый манифест. Манифестация с кайфом своего виртуального
мироощущения победителей
реальности: телесного над духовным, удовольствий над страданиями,
сиюминутного над вечным, наличных «здесь и теперь» над «везде и всегда»,
Куршавеля над «Небесным Иерусалимом».
Наш «патриотический»
СТС-шоу-мейкер Ф. Бондарчук («кинематографист», по самоопределению) профессионально определил «Д.д.»,
как фильм о любви. То есть, он проговаривается: никакой пародии - натуральные
шекспировские страсти в федином представлении.
Не знаю, как они «друг друга
сильно любят» - любовь-ненависть дело тонкое, особенно в фильме для
попкорна, но, что конфликтуют «светлые» и «темные» не из-за народа-быдла -
это точно! Главное, это азарт охоты друг на друга и типично тусовочное
наслаждение от жизни в стиле Эрнста-Собчак. Настоящая же реальность
вычеркнута из жизни ТВ-кино-мейкеров навсегда.
Константин Эрнст, рассуждая о «Дневном дозоре», высказался о своём понимании современности так: «Это отвратительная вещь, которая погубила миллионы людей, — артикулировать для себя окружающую реальность, как не ту, черновую, не устраивающую. Перфекционистски настроенные люди говорят: я хочу жить в другом месте, жить другой жизнью... Это обрекло миллионы людей на шизуху, самоубийство или несчастную судьбу». То есть главное – переартикулировать (переснять) окружающую реальность, подать её к зрительскому столу, как замечательное, прекрасное и гламурное. А те, кто хотят что-то изменить - проклятые перфекционисты! Когда б Вы знали, из какого сора растут «умы», не ведая стыда...
А теперь посмотрим, как эти
установки отражаются на конкретике фильма. Как наши
мейкеры «расхарчевывают» реальность? Что там насчет отношения к
народу,
представленному в образе противной неблагодарной старухи
(заметьте, не симпатичной девушки, замученной вампирами), посылающей своих
защитников куда подальше? Неминуемо возникает мысль о санитарах леса
и о быдле, которое не понимает своего счастья. Чья тут нравственность засвечена?
Сразу выстраивается барьер между киномейкерами и зрителями, с одной
стороны, и «светло-темными» («зеброидными») и покорно-безмозглыми,
вымирающими и никому не интересными электорально-травоядными массами - с
другой.
По стилистике фильма никакой разницы
между «светлыми» и «темными», кроме корпоративной эстетики, нет.
Те и другие не входят в нравственный контакт с народом, а зациклены друг на
друга. И межличностные отношения у
них возможны только друг с другом. Типично элитарный, клубно-кастовый
подход.
И вообще, стопроцентное ощущение,
что создатели-мейкеры так долго ловили кайф в процессе кино-фото-экзерсисов, что
начисто забыли о том, что фильм - о магах-вампирах. Эта забывчивость
свойственна, естественно, и «светлым». Как-то Антон не переживает из-за
того, что сынуля у него - мальчонка-кровосос, вампир-югенд. Его больше волнуют
чисто семейный аспект разборок.
«Светлые» в процессе фотосессий
не очень-то вспоминают о своей благородной миссии: вся их энергия уходит в игровой азарт и
личные проблемки. А если что не так, весь мир угробим, типа: устроим «Конец Света» и народ «любимый»
не спросим. Эти индивидуально-личностные катастрофы «светлых» и
«темных» уравниваются по значимости: «Светлана-Антон-Егор» и
«Алиса-Костик-отец Кости» - и выглядят несравнимо более серьезными, чем какая-то
кровь народная. Не до стада
электорального, одним словом. Да и мел ищется для решения чисто
личных проблем и называется он – «мел личной судьбы»! Суть фильма
передана очень хлестко: не смей менять нашу жизнь (ТВ-мейкеров, в частности
– «нам и так хорошо»), только свою личную... Что начисто отметает любые
альтруистические интерпретации сюжетной линии и замысла кино-мейкеров.
Спасение себя-Антона с помощью мела
настолько инфантильно-сказочно (вроде: закрою глаза и вас не будет!), что «рояль
в кустах» просто отдыхает. «Нам» предложен новый «Мир» от «новых русских» -
комфортно-сказочный, с гедонистической идеологией, отсутствующими
объективными смыслами и без индивидуальной ответственности (не нашей,
конечно).
Таким образом, проблемы решаются
тем, что о них забывают! ТВ-мейкеры предлагают просто отключить сознание,
«переснять» реальность по Эрнсту, отказаться от попыток её изменения. Застыть в этой бесконечной
инфантильности постсоветского наблюдателя-зрителя перед постыдно умирающей
(подлинной) реальностью... О, этот вечный, с ума сводящий
аромат бесконечной сенсорной халявы...
Перестройка и позднесоветская
ментальность обывателя подразумевали нежелание выкладываться, скинуть
груз ответственности за страну и получить все задаром, не напрягаясь, при полном отсутствии претензий на
осмысление происходящего. А эту волшебную халяву преподносили как
заслуженнаю плату за несправедливое обращение властей с народом. Предстояло делить национальный
пирог: все, что создавалось потом и кровью, что принадлежало прошлым и будущим поколениям. И
фильм идеологически в концовке возвращает нас к этим сладостным
мгновениям межвременья: предоставленности маленького человека самому себе с уже
забытым позднесоветским романтическим ореолом взаимоотношения людей - любовью и
духовностью вместо секса и повсеместной жрачки. В «Место» смены масштаба
жизни. Но, начавший бежать от себя,
не может остановиться. Недолог будет по-мещански уютный, пока еще романтический кайф, нарисованный
мелом: не бывает счастья без борьбы за личную судьбу, без героики служения отчизне.
Вместо эпилога:
Хороший фильм управляет
вниманием (программирует) зрителя с целью развития его личности, творческих и культурных
возможностей, эмоционального обогащения и расширения спектра его
социальных ролей. Творческая задача современного режиссёра - управлять
восприятием зрительного зала. Самый простой и «конкурентоспособный» способ
продажи «дешевой» виртуальной реальности задорого - снизить уровень
сознательного восприятия публики как «объективную» меру стоимости виртуального
продукта. Управлять тупым унифицированным зрителем проще и «экономически»
эффективнее. Добиться этого не так уж и сложно. Для этого в
современном фильме-блокбастере режиссер создает динамическое
перенасыщение и хаос неотрефлексированных восприятий. Расфокусированный
разум легко позволяет утопить себя в «сенсорном болоте». Даже хорошая игра
актеров (маскарад «брэндов») в таком фильме порой важна не сама по
себе, а для того, чтобы не дать зрителю обратить внимание на то, что хотят от него скрыть (низкое качество и
примитивность товара, например). Таким нехитрым способом кинопублику
изначально подгоняют под проектируемые (в рамках идеологической киноиндустрии
«эффективной прибыли») стандарты массового потребителя. Наше киновосприятие нам
продают вместе с «нашей», уже заранее заданной (внедрённой в
нас) оценкой. В этом киноконвейере пересборки, зрителя используют не
на максимуме его возможностей, а на минимуме. Разумеется, при
такой реконструкции личности остаётся куча «лишних» деталей, от
которых рано или поздно мы и «сами» избавимся. В результате такого
«творческого содружества» режиссёра со зрителями мы успеваем воспринять только
ограниченные, контролируемые режиссером-клипмейкером смыслы. И пропускаем в
подсознание чуждые (не осознанные
нами) психологические вибрации, влияющие на нашу психическую уникальность, на наши стереотипы
межличностных отношений. Современная киноиндустрия построена именно на этом
- на уничтожении уникальности зрителя, а в результате положительной обратной связи -
актера и режиссера.
В итоге мы получаем набор
впечатлений, природу которых мы осознаём, как правило, непредсказуемым образом: в виде срывов,
внешне не мотивированного действия или
постепенной деградации. Иногда понимаем это позже чем нужно, а чаще
вообще не осознаём. Например,
привыкаем к состоянию хаоса сознания в результате сильного сенсорного шока.
Знакомо чувство истощенности и опустошения, немощности разума (или его
избыточной активности - все по
разному защищаются) после просмотра современных блокбастеров? Нами овладевает «синдром заложника»: нам уже
начинает нравится быть в подчинении у режиссера, как говорящему полену в руках у
папы Карло. Постепенно отказываемся от понимания в пользу
эмоционально-избыточного насыщения. Доверяем поиски смысла сначала режиссеру, а
затем любому внешнему источнику - а зачем самому напрягаться? Разрушаются
механизмы личностной сборки. И вот мы уже стали идеальным объектом внешнего
управления на всех уровнях. И оценку просмотренного нами фильма ждем и
получаем из прессы. При наличии умных центров управления это еще компенсируется
правильно направленной и эффективно используемой социальной энергией: потеря в
индивидуальном компенсируется выигрышем в социальном благе общества. А
если тобой управляют дебилы-режиссеры, деградирующие вместе с тобой (со
мной)? Отбросы приличного общества?
Из путеводителя к современным
«российским» сериалам и фильмам-блокбастерам:
Индивидуальное в «новом
человеко-зрителе» всегда выше коллективного. Поэтому «абстрактные» понятия типа: «Подвига», «Долга»,
«Родины», «Любви», «Дружбы»- чужды и не понятны. Размышления о жизни, глубинные
переживания смыслов существования заменяются сиюминутными эмоциями, многократно
(технически) усиленными, а события при этом динамично ускоряются. Задача: не дать
разуму включиться ни на минуту. Видео-пульсирующее оцепенение разума
воспринимается публикой как долгожданное освобождение от «себя в мире»,
сладостное погружение в мир абсолютной (т.е. чужой) свободы. «Сенсорный дайвинг»
до полной «трансгрессии мозга». Уровень кинозрителя задаётся (снижается)
диапазоном восприятия в границах «аншлагово-точечного микросюжета». Личностные
и, тем более, надличностные смыслы бытия исключаются. Сознание эмигрирует из
мира реальности, становится несоразмерным ему по масштабу. История
(собственная биография, в т.ч.) теряет психологическое измерение
и становится иллюстративной (одномерной) сменой картинок, по существу –
комиксом (трагиксом). Подвиг (а это всегда во имя чего-то более высокого, чем
личностные потребности) становится бессмысленным, он теряет социальное, а значит
и историческое измерение. Мир субъективных неосознаваемых потребностей
динамичен, хаотичен и самоценен -
он не допускает рефлексии, объективных оценок извне. Он требует только одного:
погружения и самостирания своей индивидуальности. Настоящий Буратино не знает и
не желает знать своего папу Карло.